Фрагмент для ознакомления
2
В ходе управление как муниципальным, так и государственным имуществом или собственностью безусловно возникают проблемы. Это неизбежно. Кроме того, постоянные изменения в законодательстве, нормативной правовой базе и структурах власти ориентированы больше на удачный исход дела. К таким можно отнести постоянно меняющиеся законы о приватизации имущества, акционерных обществах, государственных и муниципальных предприятиях и т.д.
Неоднократные изменения преследовали и органы государственной исполнительной власти, которые ответственны за управление и распоряжение собственностью: от государственных комитетов, министерств и ведомств до федеральных агентств и служб.
На федеральном и региональном уровнях на постоянной основе идет разработка и внедрение программ управления государственным имуществом, недвижимостью и другими видами собственности.
Объектом исследования в рамках этой работы выступает система управления муниципальной собственностью Администрация Вологодского муниципального района.
Цели муниципальной программы являются:
- Повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вологодского района.
- Совершенствование системы учета, использования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вологодского района.
- Обеспечение реализации программы.
1.1 Понятие муниципального имущества и недвижимости, классификация.
В Российской Федерации существует следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Собственность может быть государственной и принадлежать только стране, так и муниципальной.
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, который принадлежит только муниципальному образованию, району. В него включаются земельные участки, различное движимое и недвижимое имущество.
К недвижимому имуществу относится: жилой и нежилой строительный фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.
Распоряжение муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Такое имущество нужно регистрировать в Росреестре (Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Это, конечно, довольно длительный процесс, но необходимый. Кроме того, такое имущество обязательно должно быть отнесено по бухгалтерским документам к основным средствам организации, то есть, как говориться, поставлено на баланс. Если имущество принадлежит району, то тогда оно оформляется в казну такого района. И использование его возможно только с ведома главы района.
На территории района могут находиться объекты, которые не числятся в реестре объектов муниципальной собственности, не состоят на балансе предприятия или учреждения, а также на них не зарегистрировано право чьей-либо собственности. Так называемые, бесхозяйные объекты. У них нет собственника, ими никто не владеет. Но тем не менее никто не может просто взять и присвоить их себе. Ведь у таких объектов может иметься собственник, но он просто не определен. И если обычный гражданин построит дом на бесхозном участке, то вполне вероятно, что через определенное время объявится собственник и потребует свой участок обратно, даже если и по документам земля будет принадлежать тому, кто построил дом.
Объектом права муниципальной собственности может быть любое имущество, кроме того, что может находиться только в ведении Российской Федерации или субъекта Федерации. Конституцией РФ установлены основы правового положения муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ею. То есть, если имущество не принадлежит государству, то фактически оно может принадлежать как районным верхушкам, так и отдельным фирмам. Для этого, как уже говорилось выше, право на такой объект нужно зарегистрировать в Росреестре.
Статьей 50 «Муниципальное имущество» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена классификация собственности. Так, исходя из формулировки закона в собственности может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления